Владимир Высоцкий о спектакле «Жизнь Галилея»

…И вдруг я сыграл Галилея. Я думаю, что это получилось не вдруг, а вероятно, режиссер долго присматривался, могу я или нет. Но мне кажется, что есть тому две причины. Для Любимова основным является даже не актерское дарование, хотя и актерское дарование тоже. Но больше всего его интересует человеческая личность.

Значит, мы играем без декораций. Но мы с самого начала спектакля как бы договариемся со зрителями, что вот мы сегодня покажем вам таких-то людей, без грима, немножко намекая на костюмы. И зритель принимает эти правила игры. Через пять минут никого уже не смущает, что, например, Галилея я играю без грима, хотя в начале пьесы ему сорок шесть лет, а в конце семьдесят.

А мне, когда я начал репетировать роль Галилея, было двадцать шесть или двадцать семь лет. Я играл со своим лицом, только в костюме. У меня вроде балахона, вроде плаща такая накидка коричневая, очень тяжелая (как в то время были материалы), очень грубый свитер.

И, несмотря на то, что в конце он дряхлый старик, я очень смелу беру яркую характерность в Галилее и играю старика, человека с потухшим глазом совершенно. Его ничего не интересует, такой немножечко в маразме человек. И он медленно двигает руками. И совершенно не нужно гримироваться в связи с этим. Ну, мне так кажется.

Спектакль этот сделан очень своеобразно. У нас в этом спектакле, например, два финала. Первый финал: вот Галилей, который абсолютно не интересуется тем, что произошло, ему совершенно не важно, как в связи с его отречением упала наука.

А второй финал — это Галилей, который прекрасно понимает, что сделал огромную ошибку: он отрекся от своего учения и это отбросило назад науку. Последний монолог я говорю от имени человека зрелого, но абсолютно здорового, который в полном здравии и рассудке и прекрасно понимает, что он натворил. 

Любопытная деталь: Брехт этот второй монолог дописал. Дело в том, что пьеса была написана раньше сорок пятого года, а когда была сброшена бомба на Хиросиму, брехт дописал целую страницу: монолог об ответственности ученого за свою работу, за науку, за то, как будет использовано то или иное изобретение. 

После этого звучит музыка Шостаковича. Вбегают дети с глобусами и крутят глобусы перед зрителями, как бы символизируя то, что а все-таки Земля вертится. Фраза, которую приписывает молва Галилею, будто он сказал ее перед смертью.

Вот это моя очень серьезная и любимая роль — Галилей в пьесе Брехта.


Другие спектакли

Бертольт Брехт
Стихи «Мы временные жители земли» — Наум Коржавин
Стихотворение «Если…» — Редьярд Киплинг
Стихотворение «Юмор» — Евгений Евтушенко
Жизнь Галилея
Театр на Таганке
премьера: 17 мая 1966
Перевод: Лев Копелев
Стихи в переводе — Давид Самойлов

Постановка — Юрий Любимов

Художник: Энар Стенберг

Балетмейстер — Ной Авалиани

Музыка из произведений — Дмитрий Шостакович
Музыка к стихам — Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев

Галилео Галилей — Владимир Высоцкий, Александр Калягин
Андреа Сарти (в молодости) — Агария Власова
Андреа Сарти — Людмила Комаровская, Валерий Погорельцев
Госпожа Сарти — Инна Ульянова, Марина Полицеймако
Людовико Марсили — Дальвин Щербаков
Приули — Вениамин Смехов
Сагредо — Леонид Буслаев
Вирджиния — Елена Корнилова, Людмила Возиян, Таисия Додина
Федерцони — Борис Голдаев
Дож — Готлиб Ронинсон
Высокая сеньория — Александр Сабинин, Борис Буткеев, А. Хлюпин, Юрий Смирнов, Е. Шумский, Эдуард Кошман, Н. Хощанов
Высокая сеньора — Рамзес Джабраилов
Советник — Александр Сабинин, Владимир Климентьев
Козимо Медичи — Зинаида Славина
Маршал двора — Готлиб Ронинсон
Теолог — Рамзес Джабраилов
Философ — Всеволод Соболев
Математик — Игорь Петров
1-я придворная дама — Татьяна Махова
2-я придворная дама — Т. Корунова
Филиппо Муциус — Арнольд Колокольников
Гаффоне — Игорь Петров
Очень тощий монах — Рамзес Джабраилов
Очень старый кардинал — Готлиб Ронинсон
Патер Кристофер Клавиус — Юрий Медведев
Маленький монах — Валерий Золотухин
Кардинал-инквизитор — Э. Арутюнян, Арнольд Колокольников
Кардинал Барберини — Всеволод Соболев
Кардинал Беллармин — Вениамин Смехов
1-й монах, писец — Рамзес Джабраилов
2-й монах писец — Леонид Буслаев
4 дамы — Таисия Додина, Т. Корунова, Татьяна Лукьянова, Нина Шацкая
Уличная труппа — Валерий Золотухин, В. Беляков, Юрий Медведев, Татьяна Лукьянова, Виктория Радунская, А. Хлюпин
Ванни — Юрий Смирнов
Некий субьект — Н. Хощанов
Монах-тюремщик — Юрий Медведев
Монахи — Э. Арутюнян, Борис Буткеев, В. Беляков, Леонид Буслаев
Высокопоставленный чиновник — Юрий Медведев
Монахи — Борис Голдаев, Валерий Золотухин, Владимир Климентьев, Эдуард Кошман, Арнольд Колокольников, Валерий Погорельцев, Игорь Петров, Всеволод Соболев, Юрий Смирнов, Александр Сабинин, А. Хлюпин, Н. Хощанов, Е. Шумский, Юрий Медведев

Ссылки:
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, «Вечерняя Москва», 13.06.1966
«Жизнь Галилея» Б. Брехта, 1966, Юрий Любимов, «Рассказы старого трепача», 2001
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, «Вечерняя Москва», 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, «Приложение к «Известиям» «Неделя»», 28.05.1966



©  Зураб Мцхветаридзе
Варравин — Александр Калягин
Тарелкин — Владимир Скворцов
Спектакль: «Смерть Тарелкина»
Театр: Театр «Et cetera»
     

Copyright © 2002 Александр Калягин
kalyagin@theatre.ru