История СТД

Общество взаимного вспоможения русских артистов было учреждено в Петербурге в 1877 году и положило начало Всероссийскому театральному обществу. Общество было задумано в целях «доставления русским артистам большего удобства для распространения их произведений в публике и усовершенствования их дарований». По Уставу членами общества могли быть не только артисты и режиссеры, но и «поэты, композиторы, драматические писатели изящной словесности или художественной критики, живописцы, скульпторы и архитекторы». Первым Председателем стал актер, режиссер и драматург А. Ф. Федотов.

В 1883 году Общество взаимного вспоможения русских артистов было преобразовано в Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям, которое возглавил известный издатель и общественный деятель А. А. Краевский. Секретарем Общества стала Мария Гавриловна Савина. Позже она стала Председателем Общества и оставалась на этом посту вплоть до того времени, когда ее сменила Александра Александровна Яблочкина.

В 1894 году Общество было реорганизовано в РТО (Русское театральное общество), частично изменились его функции — теперь уже не только благотворительная деятельность ставилась во главу угла, а «всестороннее содействие развитию театрального дела в России» Первый съезд РТО состоялся в 1896 году.

В 1918 году был создан Театральный отдел Наркомпроса, во главе которого встал Анатолий Васильевич Луначарский. В 1932 году РТО было переименовано во Всероссийское театральное общество (ВТО), а когда в 1938 году театры были переведены на стационарную работу, во многих российских городах открылись местные отделения Всероссийского театрального общества. В 1986 году на съезде было решено переименовать ВТО в Союз театральных деятелей Российской Федерации, который на протяжении 10 лет возглавлял Михаил Александрович Ульянов.

На съезде в 2001 году, когда на место председателя СТД Александр Александрович Калягин был избран вторично, было принято решение о том, что отныне эта старейшая общественная организация именуется СТД-ВТО.

Официальный сайт Союза театральных деятелей РФ


Это — краткая историческая справка, сухие цифры, за которыми стоит столетие с лишним наших проблем, забот, радостей, надежд, разочарований… Все — как в жизни большой семьи, которая растет, разъезжается по разным квартирам, вновь собирается вместе. И — могу сказать со всей ответственностью — чем дольше живет, тем больше учится любить, ценить свой небольшой и такой большой мир, прислушиваться друг к другу.

Если еще несколько лет назад я с гордостью и радостью отмечал, что мы выжили вопреки всему, сегодня, честно говоря, мне этот оборот речи надоел. Мы живем, давно уже живем жизнью полноценной и разнообразной. Хотели мы того или не хотели, но завершился один век, начался другой, и мы должны сегодня ставить перед собой иные цели — не узкопрофессиональные и не одни только социальные. Театральное общество на протяжении этого времени несколько раз меняло свои программные задачи; был период, когда главной становилась благотворительность, потом заостряли внимание на творческих устремлениях. Было время, когда самой главной становилась для всех забота о стариках, отдавших свою жизнь сцене. Было время, когда по постановлению партии и правительства театры несли непосильные идеологические нагрузки, забывая о том, что такое свободное творчество.

Все было за эти сто с лишним лет…

Что же сегодня представляется руководству Союза самым главным?

Обновление нашей жизни. Во всем. Но — не прерывая традиции, относясь к ним бережно. Не то революционное обновление, когда, размахивая шашкой, мы вырубаем все старое, прежде чем задумываемся о том, что же произрастет взамен этому старому. То обновление, которого требует от нас само время. Мы долго, напряженно работали, чтобы не просто создать принципиально новые программы — экономическую, творческую, социальную, но чтобы они работали во взаимодействии. Сегодня для нас эти проблемы не могут существовать по одиночке, они скручены в такой тугой узел, что решить что-то одно, отложив на потом другое, нет ни малейшей возможности.

Планы у нас огромные и, поверьте, очень интересные. Для их осуществления нужны средства, часть из которых мы надеемся заработать, часть — получить от государства.

Конечно, я далек от мысли, что все наши сложные проблемы разрешатся как по мановению волшебной палочки. Нет, все зависит не только от законов и обращений, но едва ли не в первую очередь от конкретной личности — губернатора и директора театра, мэра города и главного режиссера, от отношений между личностями внутри каждого театра. Мы слишком во многом зависим от того, как складывается жизнь государства, от этого никуда не денешься. Во все времена мы так или иначе приспосабливались, и сегодня, когда, на мой взгляд, во многом стало легче находить общий язык с властями, все равно мы далеко не все можем сделать, чтобы облегчить эти взаимоотношения театра и государства. Но пытаться сделать все, что от нас зависит — обязаны!..

…Сегодня, когда я вхожу в наше отреставрированное здание на Страстном бульваре, поднимаюсь по лестнице, я невольно замедляю шаг перед фотографией, на которой запечатлены лица сценических деятелей, собравшихся на свой первый съезд. Какие лица! Какая история!.. Мне кажется они, эти прекрасные люди, хорошо понимали то, что нам так необходимо сегодня понять — не может быть дальнейшей жизни без единения. Настоящего, не на словах, а на деле, когда мы будем строить наше повседневное бытие разумно и сообща.

Александр Калягин




©  Зураб Мцхветаридзе
Антонио — Александр Филиппенко
Шейлок — Александр Калягин
Спектакль: «Шейлок»
Театр: Театр «Et cetera»
     

Copyright © 2002 Александр Калягин
kalyagin@theatre.ru