Другие страницы:
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | >>

21.10.2006
Вступительный доклад А. Калягина на V (XIX) Съезде Союза театральных деятелей России

16.10.2006, «Огонек, № 42»
Нас слушают, но не слышат

5.10.2006, ««Культура», № 39»
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции»

28.09.2006, «Независимая газета»
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?

14.09.2006, ««Культура»»
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?»

6.09.2006, ««Известия»»
Председатель СТД Александр Калягин: «В погоне за зрителем театры начинают ставить жуткую дребедень»

25.05.2006, ««Культура»»
Александр Калягин: «Реформаторам мешает собственный народ»

25.05.2006, «VIP-Premier»
Звенящая струна театра

22.05.2006, ««Единая Россия»»
Озабоченный театр

22.05.2006, ««Новая газета»»
Мы стоим на границе дикого поля

19.05.2006, ««Независимая газета»»
Воин на поле любви

16.05.2006
Заключительное слово А. Калягина к участникам II Всероссийского форума «Театр: время перемен»

15.05.2006
ДОКЛАД А. Калягина на открытии II Всероссийского форума «Театр: время перемен»

20.04.2006, ««Культура»»
Мы - партнеры государства

27.03.2006, ««Известия»», Александр Калягин
Мы живем на самом острие

27.03.2006, ««Итоги»», Андрей Ванденко
И так далее

3.03.2006, ««Независимая газета»», Александр Калягин
Театр, выставленный на продажу

2.03.2006, ««Культура»», Александр Калягин
Вопросы вечные, ответы разные

15.07.2005, «Родная газета», Татьяна Семашко
Александр Калягин: «Главное, глаза людей на сцене и в зале»

24.06.2005, «Московские новости», Алиса Никольская
За тишиной, как за стеной

Другие страницы:
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | >>
Озабоченный театр
Председатель СТД Александр Калягин не понимает реформы Грефа и Кудрина

На минувшей неделе у любителей театра был праздник. Театральный Центр СТД РФ «На Страстном» совместно с Комитетом по культуре г. Москвы провел второй фестиваль дипломных и постдипломных спектаклей «Твой Шанс». У зрителей появилась уникальная возможность увидеть на одной площадке все основные выпускные курсы московских театральных вузов. В рамках программы и спектакли выпускников Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Орла, Ярославля, Вологды и других российских городов.

 — Это, если хотите, молодежный театральный саммит, на который прибыла масса талантливых артистов из Сибири, Урала, Поволжья. Там, поверьте, талантливых артистов не меньше чем в Москве и Санкт-Петербурге, — сказал в беседе с корреспондентом «ЕР» народный артист России, член Общественной Палаты РФ Александр Калягин. — Главная особенность студенческих постановок в том, что они живут только один сезон. Потом их участники получают дипломы и уступают дорогу младшим. . и такой жестких «естественный отбор» не всегда бывает справедлив к творчеству молодых артистов. Ведь известны случаи, когда из выпускных дипломных спектаклей создавались репертуары театров. Взять хотя бы театр «Мастерская Петра Фоменко» или «Студию театрального искусства» режиссера Сергея Женовача.

 — То есть из ребят, которых мы видим на фестивале, может получиться труппа нового театра?

 — Конечно, не каждый курс имеет возможность создать театр, но каждому должно быть предоставлено право продлить жизнь дипломному спектаклю, такому, ктороый способен составить конкуренцию постановкам в репертуарных театрах. Поэтому цель нашего фестиваля — а такие мы будем проводить ежегодно — демонстрировать широкому кругу зрителей лучшие дипломные и постдипломные работы.

Рассчитываем мы и помочь этим ребятам, выбравшим для себя актерскую профессию (а фестиваль показал, что среди них немало талантливых), найти им достойную работу. Для этого пригласили на спектакли режиссеров и художественных руководителей московских и провинциальных театров. Пусть смотрят молодых! У ребят появляется лишний шанс проявить себя, понравиться, а значит — быть приглашенным в труппу какого-нибудь солидного театра.

 — Поэтому вы и назвали фестиваль «Твой Шанс»?

 — Именно так. Мы и зрителям предлагаем: присмотритесь к этим ребятам — среди них, возможно, будущие звезды, которым предстоит стать славой российского театра.

 — Кстати, насколько мне известно, вас как актера тоже заметили еще в студенческие годы.

 — Я бы не стал этого утверждать, но как-то ко мне подошла одна из зрительниц и сказала, что помнит, как я играл в студенческом театре, будучи третьекурсником. Надо же, я эту свою работу уже не помню, а кто-то хранит в памяти…

 — Но помимо таланта, актеру в большой степени еще нужна удача.

 — Конечно, хотя как выясняется, судьба актеров, режиссеров, да и вообще российского театра в настоящее время находится в руках законодателей: недавно на Втором Всероссийском театральном форуме «Театр — время перемен» мы говорили о своей озабоченности — никто не понимает, что будет с российским театром, какую судьбу готовят ему законодатели. Мы, деятели театральной культуры, не боимся реформ, но не хотим, чтобы за нашими спинами принимались законы, которые идут вразрез с интересами российского театра. Вот сейчас готовится к принятию проект закона об автономных учереждениях. Если он будет принят, это даст возможность театрам выбрать разные формы своего существования: каждый должен решить, будет ли он государственным либо отправится в автономное плавание, и тогда уже не сможет рассчитывать на государственное финансирование. В то же время у тех театров, которые останутся государственными (например, все ТЮЗы останутся под государственным крылом, самостоятельно им ни за что не выжить), государство будет отбирать все доходы. Но ведь нам нужны деньги на развитие! Где брать средства на приглашение актеров и режиссеров, каким образом оплачивать работу драматургов, которые принесут свои новые пьесы?

 — То есть не устраивает проект закона?

 — Пока ничего трагического не произошло.Этот документ в Государственной думе еще не рассматривался, работа над ним продолжается, он проходит согласования в думских комитетах и различных ведомствах. Но мы хотим, чтобы и с нами посоветовались, чтобы услышали наш голос, чтобы не пренебрегали нашей точкой зрения. 

Мы пригласили на свой форум деятелей театра со всей России, чтобы послушать тех, кто живет и работает в регионах. Ведь московские театры находятся на особом положении. Они не просто выживают, а живут нормально за счет поддержки мэра, его политики, которая предусматривает соблюдение интересов театров. В Москве театры чувствуют себя театрами, актеры — актерами,художники — художниками, творцы — творцами. В провинции же ситуация катастрофическая, и на форуме мы думали, как ее изменить. Говорили о творчестве, о совести художника, о том, что нам надо ставить на наших подмостках. Но во всем этом звучал главный вопрос: какой будет принятая модель российского театра?

 — Это зависит исключительно от законодателей?

 — Разумеется. В начале нынешнего года творческая жизнь была парализована в силу того, что вступил в силу федеральный закон № 94-ФЗ, по которому выходит: если театр хочет истратить государственный рубль, то он должен проводить тендер (конкурс). В театральных кругах об этом законе уже ходит масса анекдотов. Чтобы понять всю его нелепость, скажу, что, следуя ему, Петр Фоменко, например, вынужден проводить конкурс на постановку спектакля в театре Фоменко.

 — А что говорят те, кто все это придумал?

 — Нам было очень важно, чтобы разработчики этого закона пришли на форум и, глядя нам в лицо, внятно объяснили, зачем все это нелепое нагромождение. 

Мы пригласили всех высокопоставленных чиновников, имеющих к этом отношение. Я лично просил приехать Кудрина и Грефа, чтобы они объяснили, в чем заключается стратегическая цель всей их реформы. Мы, деятели культуры, не понимаем ее сути. Разъясните, господа министры, какие изменения вы ожидаете в стране в результате реализации задуманного, что будет с нашими театрами, музеями, всеми учереждениями культуры, науки, что произойдет в социальной сфере. Чем с государственной точки зрения является театр — коммерческим предприятием или учереждением, предназначенным для духовного развития народа? Мы хотим знать, как будут реализовываться наши конституционные права на свободу творчества, на доступ к культурным ценностям. Будем ли получать все, предусмотренное Конституцией, в полном объеме, или что-то будет урезано? Как нам поддерживать эти реформы, если мы не знаем даже о ближайших последствиях их реализации?

Ладно, министры могут проигнорировать приглашение председателя СТД России, но вправе ли они пренебрежительно отнестись к решению Совета Федераций? У меня в руках документ, принятый этим законодательным органом, в котором черным по белому написано: «Поручить руководству Министерства экономического развития и Министерства финансов принять участие в работе Второго Всероссийского театрального форума и выступить на нем с разъяснениями основных положений программы реформирования и прогнозом экономических, социальных и культурных последствий проводимых реформ».

 — И что?

 — Никто к нам не пришел! Современный чиновник нюхом чувствует, чьи поручения не исполнить опасно, а на чьи можно наплевать.
У меня ощущение, что наши реформаторы боятся диалога с народом или, того хуже, считают народ какой-то помехой в проведении своих реформ. Все это электризует общество. Поэтому на нашем форуме звучали чуть ли не революционные лозунги. И об этом я намерен говорить с президентом.

 — Надеетесь с его помощью внести необходимые изменения в готовящийся к принятию закон об автономных учереждениях?

 — Пока нет. Все-таки я председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры, а у Общественной палаты есть право экспертного изучения проектов законов. Буду отстаивать точку зрения деятелей культуры. Надеюсь, депутаты ее не проигнорируют.

«Единая Россия», 22.05.2006


     

Copyright © 2002 Александр Калягин
kalyagin@theatre.ru