Другие страницы:
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | >>

21.10.2006
Вступительный доклад А. Калягина на V (XIX) Съезде Союза театральных деятелей России

16.10.2006, «Огонек, № 42»
Нас слушают, но не слышат

5.10.2006, ««Культура», № 39»
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции»

28.09.2006, «Независимая газета»
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?

14.09.2006, ««Культура»»
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?»

6.09.2006, ««Известия»»
Председатель СТД Александр Калягин: «В погоне за зрителем театры начинают ставить жуткую дребедень»

25.05.2006, ««Культура»»
Александр Калягин: «Реформаторам мешает собственный народ»

25.05.2006, «VIP-Premier»
Звенящая струна театра

22.05.2006, ««Единая Россия»»
Озабоченный театр

22.05.2006, ««Новая газета»»
Мы стоим на границе дикого поля

19.05.2006, ««Независимая газета»»
Воин на поле любви

16.05.2006
Заключительное слово А. Калягина к участникам II Всероссийского форума «Театр: время перемен»

15.05.2006
ДОКЛАД А. Калягина на открытии II Всероссийского форума «Театр: время перемен»

20.04.2006, ««Культура»»
Мы - партнеры государства

27.03.2006, ««Известия»», Александр Калягин
Мы живем на самом острие

27.03.2006, ««Итоги»», Андрей Ванденко
И так далее

3.03.2006, ««Независимая газета»», Александр Калягин
Театр, выставленный на продажу

2.03.2006, ««Культура»», Александр Калягин
Вопросы вечные, ответы разные

15.07.2005, «Родная газета», Татьяна Семашко
Александр Калягин: «Главное, глаза людей на сцене и в зале»

24.06.2005, «Московские новости», Алиса Никольская
За тишиной, как за стеной

Другие страницы:
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | >>
Вопросы вечные, ответы разные
Александр Калягин: приглашение к разговору

Недавно довелось мне прочитать потрясающую книгу. Раньше она мне в руки не попадалась, а тут дали добрые друзья, я начал листать, потом вчитываться и понял, что не могу от нее оторваться. Книга эта называется «Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей», издана она в 1898 году в Санкт-Петербурге уже после этого исторического съезда, проходившего, как все мы знаем, весной 1897 года. Такие книги должны быть настольными для тех, кто занимается в нашей стране театральным делом, считая его в числе насущных проблем времени!..

Скажу вам честно: к своему изумлению, ужасу, восторгу, я увидел, насколько эти страницы сопрягаются с вечным!

Все вопросы того съезда можно, не редактируя, вынести в повестку дня нашего осеннего съезда, к которому уже начали готовиться российские регионы.

Вот послушайте. Цитирую:

«1. Вопрос о современном положении театрального дела в России, о его потребностях и нуждах.

2. Вопрос об установлении определенных общих правил для театральных предпринимателей (антрепренеров, товариществ и пр.).

3. Вопрос об установлении в деятельности артистов определенных общих правил, нарушение которых должно считаться уклонением артиста от исполнения принятых на себя профессиональных обязанностей.

4. Вопрос об установлении определенных общих правил во взаимных отношениях между сценическими деятелями и антрепризой или товариществом.

5. Вопрос об общедоступности театров.

6. Вопрос о городских и земских театрах и об участии городских управлений и земств в организации театрального дела.

7. Вопрос о серьезном репертуаре, о воспитательных и художественных задачах театра, о необходимости исключения из понятия о театре всех учреждений, служащих нехудожественным целям, и об изыскании средств для развития и поддержки художественного театра.

8. Вопрос о цензе для сценических деятелей: антрепренеров, артистов, режиссеров, рецензентов и т.п.

9. Вопрос о норме вознаграждения сценических деятелей.

10. Вопрос о материальном обеспечении сценических деятелей, об улучшении их быта и об обеспечении воспитания их детей».

109 лет миновало с той поры, когда специально созданная комиссия сформулировала для обсуждения на съезде эти вопросы, а ощущение такое, что это мы с вами собрались и обсудили: как жить театральной России дальше? Какие вопросы надо решать в первую очередь?..

А вот послушайте, что говорил на Первом съезде сценических деятелей корифей Малого театра Александр Павлович Ленский: «Театр — слуга общества, а потому тогда только желателен и полезен ему, когда представляет собой именно театр, в серьезном значении этого слова, а не скудно содержимое на общественный счет благотворительное учреждение. .. И вот перечень того, что, по моему мнению, следует считать необходимым для поднятия русской сцены на должную высоту:

 — серьезный репертуар и бесповоротная отмена ежедневных постановок новых пьес;

 — учреждение постоянных трупп;

 — общедоступность театров;

 — руководители сцены, т.е. режиссеры».

И еще одна цитата из его же доклада: «Падение театра в смысле материального благосостояния артистов, по моему мнению, находится в прямой зависимости от его падения в смысле художественном, и сколько бы ни приводилось доводов в пользу других причин, будто бы гибельно повлиявших на материальное довольство актера, все эти причины мне кажутся побочными и слишком мало обоснованными… Падение театра в смысле художественном обусловливается крайне безвкусным репертуаром, который царит на провинциальных сценах, по моему мнению, далеко не вследствие потребности самой публики в таком репертуаре, как объясняют это многие, а в силу еще более серьезной причины… Это не что другое, как небрежное отношение самих артистов к своему делу».

Я бы вместо того, чтобы писать эту статью, только бы цитировал и цитировал — они, эти просвещенные театральные деятели, у которых ежеминутно болела душа за свое дело, высказали все и за нас с вами! Сегодня прибавить практически нечего. Можно только ужаснуться тому, насколько катастрофически ничего не меняется. Да, возникли новые технологии, люди стали летать, как говорил чеховский барон Тузенбах, не только на воздушных шарах, но на сверхскоростных лайнерах и даже космических кораблях, а по сути не изменилось ничего…

Может быть, так будет всегда?

Тогда для чего мы собираем очередной съезд Союза театральных деятелей? Для того чтобы зафиксировать — в который уже раз! — наши непреходящие боли и проблемы? Для того чтобы выпустить пар, поговорить и ничего не сделать?

Для того чтобы укорить всех, кроме самих себя?

Я отдаю себе отчет в том, что «за отчетный период» (как принято говорить в документах) сделано немало для того, чтобы члены нашего союза не ощущали себя заброшенными. С каждым годом, хотя и медленнее, чем хотелось бы, налаживается наша жизнь. Постепенно приведены в порядок почти все здравницы Союза театральных деятелей, стабильнее стало положение на принадлежащих СТД фабриках, мы добились пусть не очень больших, но стабильных прибавок к пенсиям. И самая главная составляющая нашей жизни — творческая — тоже стабилизировалась: возобновились работы лабораторий, семинаров, мастер-классов, к российским участникам присоединились теперь и режиссеры, артисты русских театров стран СНГ и Балтии, все больше проводится в стране фестивалей, все чаще выезжают на фестивали за границу российские провинциальные театры…

Укрепилась связь между театрами и властями не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в российских регионах — губернаторы, их ближайшее окружение становятся частыми гостями не только на спектаклях, но и на театральных праздниках. Многие из губернаторов пристально следят за материальным положением работников театров, стараются во многом помочь, облегчить их существование. Можно сказать, что наш союз уважаем властью.

Сейчас, когда в регионах уже началась подготовка к съезду, идут отчетно-перевыборные собрания, люди глубоко анализируют проделанную за несколько лет работу и намечают пути дальнейшего движения, — я много езжу по России, встречаюсь с представителями власти, доказываю им необходимость поддержки региональных отделений Союза театральных деятелей, встречаюсь с самими театральными деятелями и искренне стараюсь проникнуться их заботами, проблемами для того, чтобы какую-то часть этих забот, проблем снять. И что-то, несомненно, меняется, что-то заставляет порой раздраженных, недовольных людей понимать: все делается правильно.

За годы моего председательства я успел узнать очень многих театральных деятелей российской провинции: среди них есть изумительные люди, энергичные, активные, на которых всегда и во всем можно положиться. Но есть и те, кто продолжает брюзжать, словно нарочно не желая видеть всех усилий, которые прилагаются.

А усилий этих немало! Если бы я решил здесь перечислить имена людей, которые всю свою жизнь отдают работе нашей общественной организации, понадобилось бы немало страниц. 

Все это заставляет радоваться, думать о положительных сдвигах в нашей жизни, в нашей работе. Сегодня, наверное, только слепой не видит, что Союз театральных деятелей не стоит на месте. Но проблемы-то остаются, они никуда не уходят, не рассасываются — мы оказываемся сегодня лицом к лицу с теми же неразрешимыми вопросами, что и сценические деятели, собравшиеся на свой Первый съезд!

Так, может быть, принципиальные перемены должны свершиться в нас самих?

Неужели и вправду невозможно ничего всерьез изменить в нашем бытии, идущем по кругу?..

Первый Всероссийский съезд был собран для того, чтобы бороться с засильем нехудожественных спектаклей, со скороспелой антрепризой, отличающейся дурным вкусом и одной лишь целью — заработать любыми способами. Сценические деятели России были всерьез обеспокоены таким положением вещей. А разве не этим обеспокоены мы?

Сегодня, когда кое-кто упорно призывает нас отказаться от традиций русского репертуарного театра и все силы положить на антрепризу, неплохо было бы вспомнить историю. Все уже было, было и - ничем хорошим не кончилось!..

Именно потому, что на протяжении века нас качает от одного к другому, бросает из крайности в крайность, и стоят перед нами сегодня все те же задачи! В начале ХХI столетия мы вновь оказываемся перед жгучей необходимостью уберечь наше достояние от того поругания, которому оно подвергается не от чужих, а от своих. Вот что, наверное, самое горькое — жестокое разобщение в нашей собственной среде, которая должна быть монолитна, как, может быть, никогда…

Вопросы, которые составили повестку дня того съезда и были приведены в начале моей статьи, были разосланы по стране и за два месяца до его начала. Комиссия получила шестьдесят заявлений и докладов по тематике съезда. Причем писали не только сценические деятели: в обсуждении приняли участие представители городских управ и земств, лица других профессий — очень значительное по тем временам число людей проявило заинтересованность в нуждах театральной культуры!

Мы вряд ли можем пожаловаться сегодня на равнодушие властей к нашим проблемам, скорее (что представляется самым парадоксальным!), речь может идти о равнодушии самих сценических деятелей — пока не грянет колокол над самой макушкой, вряд ли кто-то думает о судьбе своего (а тем более — соседнего) театра, об общих для всех нас проблемах, об общем благополучии. Художественные руководители театров пекутся в основном о «собственном хозяйстве». Как часто мы слышим и читаем в разного рода интервью: «У меня все в порядке, а есть театры, которые вполне можно и закрыть…»

Что это, как не разрушение единства нашей театральной семьи?

И я хочу обратиться ко всем, кому небезразлична судьба русского репертуарного театра: выскажитесь открыто! У вас есть такая возможность! Выскажитесь по всем наболевшим вопросам. Вот мы много говорим о реформе, боремся за театр, говорим, что реформа необходима нам как воздух. И реформа, которую мы ждем, должна улучшить состояние театрального дела в России, создать возможность свободного творчества людям!

На съезде будет около 220 делегатов, но ведь это далеко не все сценические деятели России — выступить удастся значительно меньшему числу людей. Почему бы уже сейчас не начать собирать доклады, выступления, в которых будут сконцентрированы ваши взгляды на театральный процесс, на наши боли и радости? И не только к театральным деятелям хотел бы я обратиться: пусть примут участие в нашей судьбе представители государственных и общественных структур, все те, кто неравнодушен к проблемам культуры в России!

Мы создаем специальную Редакционную комиссию, которая суммирует все ваши предложения, проанализирует все высказанное.

Я не могу обещать, что большая часть этих докладов и выступлений прозвучит на съезде, но я могу гарантировать другое: в кратчайшее время после того, как эти выступления будут собраны, мы издадим их все — и пусть наши далекие потомки через сто с лишним лет смогут прочесть нашу боль так, как я читаю сегодня заботу, обеспокоенность и желание что-то сделать участников Первого съезда сценических деятелей России! Пусть они узнают, чем мы жили, как спорили, как отчаянно пытались делать свое дело во имя будущего нашей культуры, нашего театра.

Когда я думаю об этом, мне очень хочется верить, что они по достоинству оценят наши слова и поступки…

Итак, в путь! Ждем от вас докладов, предложений, идей!

P. S. 27 февраля в СТД состоялось совещание руководителей российских театров, на котором обсуждалась ситуация, сложившаяся на сегодняшний день с проектом закона «Об автономных учреждениях». В обсуждении приняли участие председатель СТД А. Калягин, заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Л. Надиров, помощник министра экономического развития Т. Ершова, глава Роскультуры М. Швыдкой и зампред СТД Г. Смирнов. Собравшиеся выразили тревогу по поводу медленного прохождения проекта нового закона, а также по ряду его конкретных пунктов, имеющих двоякое толкование. Было замечено, что этот проект должен быть тщательно увязан с другими принимаемыми документами, в частности с новым бюджетным кодексом. В противном случае отдельные важные пункты одного документа могут войти в противоречие с пунктами другого. Одним словом, реформа бюджетной сферы по-прежнему вызывает у деятелей театра много вопросов и опасений. 

Александр Калягин

«Культура», 2.03.2006


     

Copyright © 2002 Александр Калягин
kalyagin@theatre.ru