Другие страницы:
<< | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | >>

27.12.2004, «Театральные Новые Известия», Марина Базылюк
На руинах Чеховского театра

18.12.2004, «Радиостанция «Эхо Москвы»», Ксения Ларина
Дифирамб. Александр Калягин

15.12.2004, Александр Калягин
Выступление Александра Калягина на парламентских слушаниях, посвященных обсуждению законопроекта об Общественной палате

1.12.2004, «Театральные Новые Известия», Александр Калягин
Что скажет племя молодое?

28.10.2004, «Независимая газета», Александр Калягин
Кровь, которая пугает

8.07.2004, «Новые Известия», Александр Калягин
Легкая передышка

21.06.2004, «Комсомольская правда», Наталья Волошина
Александру Калягину понравилась смерть графини

18.06.2004, «Украина и мир сегодня»
Сказать людям самое важное

18.06.2004, «Российская газета», Майя Кучерская
Когда слово — золото

11.06.2004, «Украина и мир сегодня», Людмила Печерская
Соло для магнитофона с артистом

10.06.2004, «podrobnosti.ua», Надежда Григорьева
На сцене театра имени Ивана Франко — моноспекталь «Последняя запись Крэппа»

10.06.2004, «Культура», Наталия Каминская
Вакантное место пусто не бывает

7.06.2004, «Новая газета», Екатерина Васенина
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона

4.06.2004, «Время новостей», Александр Соколянский
С выраженьем на лице

28.05.2004, «Новые Известия», Юлия Гольденберг
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?

25.05.2004, «Новые Известия»
Александру Калягину — 63

14.05.2004, «Российская газета», Михаил Золотников
Без грима

5.04.2004, «Итоги», Андрей Ванденко
Есть ли жизнь без кассы?

3.04.2004, «Театральные Новые Известия», Александр Калягин
Год творческих людей

30.03.2004, «Новые Известия», Александр Калягин
Шаг в бездну

Другие страницы:
<< | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | >>
Шаг в бездну

В Ашхабаде по распоряжению самого Туркменбаши снесено здание Русского драматического театра им. А. С. Пушкина. Пожизненный президент дружественной нам страны счел, что Русский театр его народу не нужен. Таких программных заявлений он, конечно, не делал, но предложить труппе театра переехать в помещение Дома культуры, принадлежавшего Шелкомотальной фабрике имени 8 Марта, по сути означает закрытие Русского театра. Дом культуры, который находится на окраине города, где арендаторы захватили практически все здание, где даже нет нормального зала. Русский театр, чья история длится почти 80 лет, прекратил свое существование. Зрителям, а их уже несколько поколений, вместо спектаклей предлагаются прогулки в сквере, который должен быть разбит на месте театра.
Я понимаю, что прогулки на свежем воздухе полезны для физического здоровья нации, но думаю, что великого Туркменбаши должно не менее волновать и ее нравственное здоровье. Где, как не в театре, народ становится нацией? Предположить, что за 12 лет, прошедших после распада Союза, Русский театр перестал быть востребован в республике, я не могу. Уверен, что он интересен не только нашим соотечественникам, проживающим в Туркмении, но и самим туркменам — на его сцене шли не только русские пьесы, но и туркменские, вся мировая классика. Да вообще, я не понимаю, как можно в XХI веке разрушить очаг культуры, а любой театр, на каком бы языке ни говорили с его сцены, это очаг культуры. Ведь если пойти по такому пути, то дальше можно начать уничтожать русские книги, а после русских — английские или французские… Это длинная дорога, и ведет она в бездну. Уничтожая чужую культуру, человек уничтожает и свою собственную, а по большому счету и себя самого.
Признаюсь, что меня одолевают сразу и возмущение, и гнев, но и стыд. Да, помимо возмущения, именно чувство стыда и нашей вины. Надо признаться в том, что мы все виноваты в закрытии Русского театра им. А. С. Пушкина в Ашхабаде. А самое главное, я боюсь того, что это начало процесса разрушения русских театров и в других странах СНГ. Если не будет осуществляться государственная политика поддержки русской культуры за рубежом, то под угрозой все остальные русские театры. Мы стараемся сохранить влияние России в странах бывшего СССР, но забываем, что через культуру это влияние и можно осуществлять. Наконец, что может Россия дать своим соотечественникам? Это прежде всего русскую культуру, а ее главным носителем является театр.
Некоторое время назад Союз театральных деятелей России подготовил справку о состоянии русских театров в странах СНГ, где была разработана стратегия политики по их сохранению. Справка была передана в МИД России, но у меня есть опасения, что серьезного рассмотрения этого документа не было. Мы должны понимать, что если мы не возьмем на себя заботу о русских театрах, то больше сделать это будет некому. Поскольку есть масса проблем, которые театры без помощи России решить не смогут. Главная из них — кадры. Я очень рад, что сейчас проходят двухгодичное обучение режиссеры из бывших республик Советского Союза в Центре им. Вс. Мейерхольда, что набраны актерские курсы студентов из Литвы и Эстонии, которых учат педагоги Школы-студии МХАТ. То есть какие-то шаги уже делаются, но нам надо торопиться с остальными, времени осталось немного. Некрологи могут появиться и по другим русским театрам, и мы себе это не простим. 

Александр Калягин

Новые Известия, 30.03.2004


     

Copyright © 2002 Александр Калягин
kalyagin@theatre.ru