Другие страницы:
<< | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | >>

12.2003, ««Театральная жизнь», № 9-10», Алексей Бартошевич
Шекспир расставляет ловушки

28.11.2003, «Родная газета», Инна Вишневская
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется»

26.11.2003, «Новые Известия», Александр Калягин
Не пинайте свергнутых царей

19.11.2003, «Новые Известия», Александр Калягин
Королевский пиар

3.11.2003, «Новые Известия», Александр Калягин
Чтобы помнили

31.10.2003, «Известия», Анна Ковалева
Девичьи слезы и семь миллионов долларов

17.10.2003, «Новые Известия», Полина Богданова
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться»

15.10.2003, «Новые Известия», Александр Калягин
С Новым годом, артист

1.09.2003, «Караван историй», Татьяна Петрова
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ

12.08.2003, «www.gzt.ru», Антон Долин
Роман не может быть бульварным

17.05.2003, «Зеркало недели (Киев)», Дмитрий Чепурных
Провокации et cetera

3.05.2003, «Эхо Москвы», Ксения Ларина
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы»

15.04.2003, ««Итоги»», Алексей Погребенков
Больше «мыла»!

20.03.2003, «Вечерняя Москва», Ольга Фукс
Александр Калягин: Вся прелесть в том, что мы не вечны

11.03.2003, «Дуэль», Владимир Абросимов
За кулисами

3.03.2003, «Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru)», Григорий Заславский
Книга как спектакль

28.01.2003, «Первое сентября, № 4», Ольга Егошина
Оглянуться — и не узнать себя

5.12.2002, «Правда.ру», Елена Киселева
Александр Калягин: «Знак безрассудности»

21.11.2002, «Новые известия», Елена Ямпольская
Гроссмейстер

21.11.2002, «Вечерний клуб», Мария Львова
Метафизическая свалка

Другие страницы:
<< | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | >>
Чтобы помнили

Думаю, что не только артисты, но и люди самых разных профессий все-таки очень зависимы от простого человеческого настроения. И это настроение сегодня для меня вот в чем. Ушли из жизни, из близкого и не самого близкого моего окружения, и притом чуть ли не в один день, три таких разных человека — Леонид Филатов, Элем Климов, Марина Пастухова, а кажется, что целая эпоха ушла… Это ощущение уходящей эпохи не вчера, конечно, пришло, но от свежих потерь обострилось.
С Леней Филатовым меня связывали на протяжении десятилетий добрые дружеские отношения. Наверное, я вправе сказать, что они были близкими. В компании артистов, собранных Сергеем Юрским в спектакль «Игроки», Леня Филатов был тем центром, к которому все тянулись. Блистательный артист, писатель, фантазер, красавец с яркими, васильковыми глазами, человек обостренных чувств совести и долга. А иначе разве вложил бы он, уже неизлечимо больной, столько сил, энергии, вдохновения в свои телевизионные передачи «Чтобы помнили»?! Больше ста глав насчитывает эта уникальная телевизионная история нашей отечественной кинокультуры, и я не могу не думать сегодня: а сделает ли кто-нибудь передачу памяти Лени Филатова? Одна из последних передач цикла «Чтобы помнили» прошла по телевидению накануне дня, когда его не стало, в субботу 24 октября, и была посвящена Александру Фатюшину. Как он клял себя за то, что позволил втянуться в травлю Анатолия Васильевича Эфроса!.. Бог простил его, я думаю об этом твердо. Думаю о Лене и низко кланяюсь его жене, Нине Шацкой, почти десять лет самоотверженно и мужественно несшей груз, который взвалила на ее плечи судьба. И эти тяжкие годы не были для нее грузом — они были данью Любви…
Элем Климов не был моим близким другом, но он тоже был человеком с обостренной совестью. Вспомните его фильмы — как много они значили для нашего самосознания, для чувства национальной гордости и национального краха в определенные периоды истории!.. Он был прямым, честным и очень талантливым режиссером. Увидеть бы теперь новыми глазами его ленты, чтобы что-то очень важное допонять, дооценить в них!..
Марина Пастухова — изумительная, уникальная актриса, отдавшая всю свою жизнь Театру Российской армии. Интеллигентная, мягкая, доброжелательная, всегда словно немного гасившая свой темперамент ради точности актерского ансамбля. Она принадлежала поколению артистов, воспитанных Алексеем Дмитриевичем Поповым; поколению, от которого остались уже единицы, крупицы, а значит, и этот пласт культуры, пласт памяти уходит от нас навсегда.
Как, чем удержать?..
Каждое новое поколение входит в жизнь громко, отвергая все, что предшествовало их появлению. Это естественно, но иногда начинает казаться, что молодые не просто отталкиваются от традиций, а не знают никаких традиций — не прочитали, не посмотрели, не полюбопытствовали, пропустили, не захотели терять времени на то, чтобы записать, услышать тех, кого еще можно было успеть записать. Это для меня — самое страшное, потому что именно от этого и возникает ощущение провала.
История культуры пустот не терпит. Она мстит за них самым неожиданным и «коварным» образом, заставляя наверстывать упущенное. Порой и очень жестокой ценой, потому что за собственную леность и нелюбопытство мы расплачиваемся каждый по-своему. Артист — условно обозначенным в спектакле характером, режиссер — нечетким замыслом, критик — вялыми, необязательными словами, зритель — неумением «поймать» цитату ли, подсказку. А театр в целом — тем, что перестает отвечать своему изначальному, природному назначению…
Сможем ли когда-нибудь удержать если не друзей, близких людей, то хотя бы то, чему они отдали всю свою жизнь?.. Не открытием эликсира вечной молодости, не искусственным продлением физической жизни человека, но благодарной и действенной памятью, которая передается от поколения к поколению и дальше, навсегда: чтобы помнили…

Александр Калягин

Новые Известия, 3.11.2003


     

Copyright © 2002 Александр Калягин
kalyagin@theatre.ru